ЗЕЛЕНЫЕ ШКОЛЫ
С целью формирования у обучающихся ценностного отношения к природе, повышения уровня экологической направленности образования, информированности молодёжи по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, воспитания ответственного отношения подрастающего поколения к природе, формирования экологически грамотного поведения, в соответствии с Положением о реализации проекта «Зелёные школы», утвержденного Министерством образования Республики Беларусь и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, на основании решения совета школы с сентября 2021 года в школе реализуется проект "Зеленые школы"
План мероприятий по выполнению заданий в рамках реализации проекта «Зелёные школы» сентябрь 2023 – май 2024 года
№ |
Задание |
Сроки выполнения |
Ответственный |
Срок подачи отчета |
1. Биоразнообразие |
||||
1.1 |
Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории школы (или территории природного окружения школы) |
сентябрь 2023 - май 2024 |
Бохан В.А. Микуло Т.Н. Семенкевич Т.В. Шакун С.П. |
до 25.05.2024 |
1.2 |
Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории школы (или территории природного окружения школы), используя квадратную рамку со стороной в 1 м |
май 2024 |
Бохан В.А. Микуло Т.Н. Семенкевич Т.В. Шакун С.П. |
до 25.05.2024 |
1.3 |
Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории школы (или территории природного окружения школы) |
сентябрь 2023 - май 2024 |
Бохан В.А. Микуло Т.Н. Семенкевич Т.В. Шакун С.П. |
до 25.05. 2024 |
1.4 |
Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования) |
сентябрь 2023 - май 2024 |
Бохан В.А. Лесковская И.А. Хамицевич Л.Л. Дудко И.А. |
до 25.05.2024 |
1.5 |
Изучить разнообразие наземных насекомых на территории школы (или территории природного окружения школы) |
сентябрь 2023 - май 2024 |
Бохан В.А. Лесковская И.А. Хамицевич Л.Л. Дудко И.А. |
до 25.05.2024 |
1.6 |
Провести анализ ситуации по биоразнообразию на территориишколы или территории природного окружения гимназии, и разработать план действий на три года по увеличению биоразнообразия на территории гимназии |
сентябрь 2023 - май 2024 |
Бохан В.А. |
до 25.05.2024 |
1.7 |
Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц |
декабрь 2023 – февраль 2024 |
Погребицкий В.М. Бердник И.В. Волкова О.Д. Карпеленя О.П. Курячева Л.С. |
до 15.03.2024 |
1.8 |
Создать и разместить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования искусственные гнездовья для птиц |
11.03.2024– 20.03.2024 |
Погребицкий В.М. Бердник И.В. Волкова О.Д. Карпеленя О.П. Курячева Л.С. |
до 01.04.2024 |
1.9 |
Создать и разместить на территории школы или территории природного окружения, убежища для беспозвоночных животных |
20.03.2024 – 30.03.2024 |
Погребицкий В.М. Калевич С.В. Колос Т.А. |
до 01.04.2024 |
1.12 |
Организовать посадку местных видов деревьев и кустарников, создать на территории школы «дикий луг» с целью увеличения разнообразия птиц и насекомых. |
15.04.2023 – 30.04.2024 |
Бердник И.В. Колос Т.А. |
до 05.05.2024 |
1.13 |
Посетить и собрать информацию о ближайшей к школе и особо охраняемой природной территории (заказник, заповедник, национальный парк, памятник природы, если это территория, а не охраняемый объект) |
15.04.2023 – 30.04.2024 |
Бохан В.А. Калевич С.В. Сокол Т.Г. Давидович Е.В. |
до 05.05.2024 |
2. Энергосбережение |
||||
2.1 |
Провести изучение потребления электроэнергии в школе |
сентябрь 2023 – март 2024 |
Сенькевич В.Н. |
до 01.04.2024 |
2.2 |
Провести изучение расходования тепла в школе |
декабрь 2023 – март 2024 |
Сенькевич В.Н. |
до 01.04.2024 |
2.3 |
Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в школе и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в школе на год |
декабрь 2023 – март 2024 |
Сенькевич В.Н. |
до 01.04.2024 |
2.4 | Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла доома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома |
декабрь 2023 - март 2024 |
Сенькевич В.Н. Сапешко С.Л. Шидловская О.О. Максименя О.Н. |
до 01.04.2024 |
3. Водосбережение |
||||
3.1 |
Провести изучение потребления воды в школе |
февраль – март 2024 |
Шидловская О.О. |
до 01.04.2024 |
3.2 |
Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в школе и составить план действий по ее сбережению |
февраль – март 2024 |
Шидловская О.О. |
до 01.04.2024 |
3.4 |
Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома. |
Февраль – март 2024 |
Бердник И.В. Сапешко С.Л. Шидловская О.О. Максименя О.Н. |
до 01.04.2024 |
4. Обращение с отходами |
||||
4.1 |
Провести изучение состава образующихся в школе отходов и проанализировать источники их образования |
сентябрь 2023 – март 2024 |
Колос Т.А. Квасницкая Т.В. |
до 01.04.2024 |
4.2 |
Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья |
февраль – март 2024 |
Колос Т.А. Квасницкая Т.В. |
до 01.04.2024 |
4.4 |
Создать на территории школы приспособление для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.) |
апрель 2024 |
до 01.05.2024 |
|
4.5 |
Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче |
февраль – март 2024 |
Сапешко С.Л. Шидловская О.О. Максименя О.Н. |
до 01.04.2024 |
5.Качество атмосферного воздуха |
||||
5.1. |
Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне школы |
Сентябрь, октябрь 2023 |
Квасницкая Т.В. Койпиш А.В. |
До 25.05.2024 |
5.2. |
Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне школы |
декабрь 2023 - февраль 2024 |
Квасницкая Т.В. Койпиш А.В. |
До 25.05.2024 |
5.3. |
Оценить уровень загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода) в микрорайоне школы |
ноябрь 2023 |
Квасницкая Т.В. Койпиш А.В. |
До 25.05.2024 |
5.4. |
Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школы и разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школеы |
Ноябрь 2023 |
Квасницкая Т.В. Койпиш А.В. |
До 25.05.2024 |
5.5. |
Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школы учащимися и сотрудниками. |
Ноябрь 2023 |
Квасницкая Т.В. Койпиш А.В. |
До 25.05.2024 |
5.6 |
Выполнить план действий на год по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школы учащимися и сотрудниками |
ноябрь 2023 - май 2024 |
Квасницкая Т.В. Койпиш А.В. |
До 25.05.2024 |
6. Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы) |
||||
6.1 |
Провести обследование состояния окружающей среды в населенном пункте (на его части) или на прилегающей местности |
сентябрь 2023- май 2024 |
Бохан В.А. |
до 25.05.2024 |
6.2 |
Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися |
сентябрь 2023 - май 2024 |
Бохан В.А. |
до 25.05.2024 |
6.3 |
Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения: фестивали, выступления перед общественностью и др. |
сентябрь 2023 - май 2024 |
Бердник И.В. Лазюк Т.Н. Квасницкая Т.В. Скрипинская Н.А. |
до 25.05.2024 |
6.4 |
Провести практические экологические акции с привлечением местного населения и осветить их в СМИ |
апрель – май 2024 |
Бердник И.В. Лазюк Т.Н. Квасницкая Т.В. Скрипинская Н.А. |
до 25.05.2024 |
6.5 |
Разработать с учащимися и выдвинуть природоохранные инициативы |
апрель – май 2024 |
Бердник И.В. Лазюк Т.Н. Квасницкая Т.В. Скрипинская Н.А. |
до 25.05.2024 |
Список заданий на получение статуса «Зеленая школа»
№ |
Содержание задания |
Оцениваемый результат |
||
Раздел 1. «Биоразнообразие» |
||||
1.1 |
Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования) |
Создана и размещена в школе картосхема пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования), на которой обозначено минимум одно местонахождение не менее 10 видов травянистых растений. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида травянистых растений (каждое формата не менее А5), нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования может быть размещена картосхема территории с постепенным заполнением на ней результатов выполнения заданий. Информация о биоразнообразии дикорастущих травянистых растений занесена в он-лайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов). Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется |
||
1.2 |
Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования), используя квадратную рамку со стороной в 1 м |
Произведен количественный и качественный анализ растений, произрастающих в различных условиях на пришкольной территории (или на территории природного окружения учреждения образования ), не менее 4-х площадок в различных условиях (в том числе с постоянным антропогенным воздействием). На сайте учреждения образования размещена информация (отчет) о результатах изучения разнообразия травянистых растений, произрастающих в различных условиях. При повторном выполнении задания информация обновляется |
||
1.3 |
Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования) |
На картосхеме пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования) обозначено местонахождение всех аборигенных видов деревьев и кустарников. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида деревьев и кустарников (каждое формата не менее А5), нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования размещена информация (отчёт) о результатах изучения разнообразия деревьев и кустарников. Информация о разнообразии деревьев и кустарников занесена в в он-лайн базу данных florafauna.by(не менее 10 видов). Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется |
||
1.4 |
Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования) |
На картосхеме пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования) обозначены места наблюдения не менее 10 видов птиц. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида птиц (каждое формата не менее А5), нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования размещена информация о разнообразии птиц пришкольной территории. Составлен отчет об участии в национальной акции «Осенние наблюдения за птицами» Информация о разнообразии птиц занесена в он-лайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов). Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется. |
||
1.5 |
Изучить разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования ) |
На картосхеме пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования) обозначены места наблюдения не менее 10 видов наземных насекомых. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида насекомых (каждое формата не менее А5), из нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования размещена информация о разнообразии наземных насекомых на пришкольной территории. Информация о разнообразии наземных насекомых занесена в он-лайн базу данных florafauna.by(не менее 10 видов). Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется |
||
1.6 |
Провести анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, и разработать план действий на три года по увеличению биоразнообразия пришкольной территории |
Составлен план действий на три года по увеличению биоразнообразия на пришкольной территории. План согласован с администрацией учреждения образования и размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно представляются результаты мониторинга успешности природоохранных действий, анализ новой ситуации. |
||
1.7 |
Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц |
Составлен отчет о количестве и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки. Отчёт и фотографии птиц на кормушках размещены на сайте учреждения образования. Информация о разнообразии птиц занесена в он-лайн базу данных florafauna.by. Составлен отчет об участии в национальной акции «Зимние учеты птиц». Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется. |
||
1.8 |
Создать и разместить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей. |
Составлен отчет о количестве изготовленных гнездовий, убежищ, их размещение отмечено на картосхеме пришкольной территории. Отчёт и фотографии размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется. |
||
1.9 |
Создать и разместить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, убежища для беспозвоночных животных |
Составлен отчет о количестве изготовленных убежищ, их размещение отмечено на картосхеме пришкольной территории. Отчёт и фотографии размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется. |
||
1.10 |
Создать и размесить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, «Клумбу для бабочек». |
Создана «Клумба для бабочек» площадью не менее 4-х метров квадратных. Местонахождение клумбы отмечено на картосхеме пришкольной территории. Фотографии клумбы, бабочек и других насекомых на ней размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется. |
||
1.11 |
Создать пруд, заселить его растениями. При наличии старого пруда – провести изучение его состояния, при необходимости принять меры по увеличению его биоразнообразия. |
Создан пруд. На картосхеме пришкольной территории отмечено местонахождение пруда. Фотографии пруда размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
||
1.12 |
Организовать посадку местных видов деревьев и кустарников, создать на пришкольной территории «дикий луг» с целью увеличения разнообразия птиц и насекомых. |
Составлен список видов, посаженных деревьев и кустарников, с указанием их количества. Создан «дикий луг» площадью не меньше 25 метров квадратных и фотографии размещены на сайте учреждения образования. Его расположение отмечено на картосхеме пришкольного участка. Фотографии «дикого луга» размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
||
1.13 |
Посетить и собрать информацию о ближайшей к учебному заведению особо охраняемой природной территории (заказник, заповедник, национальный парк, памятник природы, если это территория, а не охраняемый объект) |
Оформлена картосхема ООПТ в виде стенда в холле или другом общедоступном месте в школе с кратким описанием уникальности территории, почему она охраняется государством. Рядом с картосхемой размещены изображения видов диких животных и дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, места обитания и места произрастания которых расположены на ООПТ (каждое формата не менее А5). Указана дата выполнения задания и участники. |
||
Раздел 2. «Энергосбережение» |
||||
2.1 |
Провести изучение потребления электроэнергии в школе |
Составлен отчет по результатам изучения. На схематическом плане здания школы, размещенном в общедоступном месте, указаны основные приборы, потребляющие электроэнергию, их мощность, режим работы. На сайте учреждения образования и на стенде в общедоступном месте размещена информация о потреблении электроэнергии в школе. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется. |
||
2.2 |
Провести изучение расходования тепла в школе |
Подготовлен анализ расходования тепла в школе. На схематическом плане здания школы, размещенном в общедоступном месте, указаны места потерь тепла. На сайте учреждения образования и на стенде в общедоступном месте размещена информация о расходовании тепла в школе. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется. |
||
2.3 |
Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в школе и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в школе на год. |
Составлен план действий по сбережению электроэнергии и тепла в школе. План согласован с администрацией учреждения образования, вывешен в общедоступном месте в школе, доведен до сведения педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно представляется анализ новой ситуации и план дальнейших действий. |
||
2.4 |
Выполнить план и провести мониторинг эффективности действий по энергосбережению в школе |
Составлен отчет о реализованных действиях по уменьшению энергопотребления в школе и их эффективности. Отчёт размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно представляется анализ новой ситуации и план дальнейших действий. |
||
2.5 |
Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома |
Образцы результатов изучения потребления электроэнергии и расходования тепла дома, разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
||
Раздел 3. «Водосбережение» |
||||
3.1 |
Провести изучение потребления воды в школе |
Составлен отчет по результатам изучения. На схематическом плане здания школы, размещенном в общедоступном месте, нанесена схема расположения приборов учета воды, указаны места потребления воды в школе, режим их работы. На сайте учреждения образования размещена информация о потреблении воды в школе. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется. |
||
3.2 |
Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в школе и составить план действий по ее сбережению |
Составлен план действий по сбережению воды в школе на год. План согласован с администрацией учреждения образования, вывешен в общедоступном месте в школе, доведен до сведения, педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. При повторном выполнении задания представляется анализ новой ситуации и план дальнейших действий. |
||
3.3 |
Выполнить план действий по рациональному использованию воды в школе, провести как минимум ежегодный мониторинг эффективности этих действий |
Составлен отчет о реализованных действиях по уменьшению потребления воды в школе и их результатах. Отчет размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
||
3.4 |
Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома. |
Образцы результатов изучения потребления воды дома, разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
||
Раздел 4. «Обращение с отходами» |
||||
4.1 |
Провести изучение состава образующихся в школе отходов и проанализировать источники их образования |
Составлен отчет по результатам изучения с указанием источников и состава отходов. Отчёт размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
||
4.2 |
Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья |
Составлен план действий по минимизации отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья на год. План согласован с администрацией учреждения образования, вывешен в общедоступном месте в школе, доведен до сведения педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. При повторном выполнении задания представляется анализ новой ситуации и план дальнейших действий. |
||
4.3 |
Выполнить план действий на год по минимизации отходов в школе |
Составлен отчет о реализованных действиях по минимизации отходов в школе и их эффективности. Отчёт размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
||
4.4 |
Создать на пришкольной территории приспособление для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.) |
Фотографии и описание приспособлений для компостирования размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
||
4.5 |
Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче |
Образцы результатов изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях, разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
||
Раздел 5 . «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)» |
||||
5.1 |
Провести обследование состояния окружающей среды в населенном пункте (на его части) или на прилегающей местности (не реже одного раза в год). |
Результаты обследования и анализа экологической ситуации, размещены на сайте учреждения образования и могут служить основой для выполнения задания 5.5. Указана дата выполнения задания и участники. |
||
5.2 |
Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися (не реже одного раза в год). |
Фотографии памяток, листовок, плакатов размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
||
5.3 |
Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения: фестивали, выступления перед общественностью и др. (не реже одного раза в год). |
Фотоотчет о мероприятии, тезисы выступлений, краткий сценарий с указанием даты, места проведения, организаторов и количества участников размещены на сайте учреждения образования и на информационных стендах в школе. Статьи, тексты репортажей, интервью, видеозаписи дублируются на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
||
5.4 |
Провести практические экологические акции с привлечением местного населения и осветить их в СМИ (не реже одного раза в год). |
Акции освещены в средствах массовой информации: пресс-релизы, подготовленные школьниками (до и после акции), статьи в средствах массовой информации, ссылки на ТВ или радиорепортажи. Вся информация дублируется на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
||
5.5 |
Разработать с учащимися и выдвинуть природоохранные инициативы для администрации местного населенного пункта, района (не реже одного раза в год). |
Составлен отчет, содержащий анализ проблемы и причины обращения к администрации, сущность инициативы, время и регламент обращения, ответ или решение администрации. Отчет размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
||
Состав
наблюдательного совета, координирующего деятельность
ГУО «Средняя школа №2 г. Копыля имени Тишки Гартного»
в рамках реализации проекта «Зелёные школы»
- Абас И.И. – директор школы, председатель наблюдательного совета.
- Колос Т.А. – заместитель директора по учебной работе, заместитель председателя наблюдательного совета, руководитель проекта.
- Сельванович И.А. –заместитель директора по учебной работе.
- Бердник И.В. - заместитель директора по воспитательной работе.
- Шакун С.П. - учитель, председатель первичной профсоюзной организации учреждения образования.