Система мер по обеспечению безопасности в ГУО «Средняя школа №2 г.Копыля имени Тишки Гартного».
Система мер по обеспечению безопасности в ГУО «Средняя школа №2 г.Копыля имени Тишки Гартного» (далее – учреждение образования) разработана в соответствии с Системой мер по обеспечению безопасности в учреждениях образования Минской области, утвержденной начальником главного управления по образованию Миноблисполкома 12 мая 2021 г.
1. Основные требования по обеспечению функционирования учреждения образования.
1.1. Наличие сертификата о государственной аккредитации.
1.2. Наличие в учреждении системы управления охраной труда (системы менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности), разработанной в соответствии СТБ ISO 45001-2020.
1.3. Наличие сертификата готовности учреждения
к началу учебного года.
1.4. Наличие акта проверки надежности закрепления надворного спортивного и другого оборудования, гладкости поверхностей, гарантирующих безопасность при эксплуатации, выданного специально созданной комиссией.
1.5. Наличие актов замера сопротивления изоляции и заземления электрооборудования, установленного в учреждении, промывки отопительной системы, проверки вентиляционных систем.
1.6. Наличие укомплектованности работниками учреждения
в соответствии со штатным расписанием.
1.7. Наличие у каждого работника учреждения документов, подтверждающих прохождение периодических медицинских осмотров
и ежегодной диспансеризации.
2. Основные требования по обеспечению безопасных условий работы учреждения образования.
2.1. Территория учреждения должна иметь ограждение по всему периметру (постоянное поддержание его целостности).
2.2. В местах въезда-выезда, входа-выхода на территорию, ограждение должно быть оборудовано воротами или калитками,
с возможностью запирания механическими замками. Необходимо обеспечивать закрытие ворот после окончания занятий и факультативов (согласно режиму работы учреждения) с целью исключения возможности нахождения посторонних лиц на территории учреждения образования.
2.3. Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа
в производственные помещения столовой и иметь самостоятельный въезд с улицы.
2.4. Внутридворовая территория учреждения образования должна быть освещена.
Твердое покрытие внутридворовой территории должно быть
в удовлетворительном состоянии.
2.5. Должна выполняться своевременная обрезка крон, ветвей деревьев и кустарника для обеспечения видимости периметра учреждений, а также исключения падения деревьев и крупных веток на территорию учреждений (граждан).
2.6. Учреждение образования должно быть обеспечено системой видеонаблюдения, запроектированной в соответствии с Положением
о применении систем безопасности и телевизионных систем видеонаблюдения, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.12.2012 № 1135.
2.7. Оконные проемы во всех помещениях учреждения должны быть остеклены, стекла надежно закреплены в рамах. Оконные проемы должны иметь исправные запирающие устройства, которые в ночное время должны находиться в закрытом положении.
2.8. Собственник, пользователь здания учреждения образования при его эксплуатации обязаны:
- проводить осмотры технического состояния объектов 2 раза в год (весной и осенью), содержать их в надлежащем техническом, санитарно-гигиеническом, противопожарном, экологическом и архитектурно-эстетическом состоянии;
- соблюдать требования в области охраны окружающей среды;
- хранить в течение всего нормативного срока эксплуатации объектов архитектурные и строительные проекты, копии журналов строительных работ, протоколов испытаний и проверок оборудования, а также проектную документацию и техническую документацию на строительные работы, выполненные в процессе эксплуатации объектов строительства;
- вести журнал эксплуатации объектов строительства, вносить в него результаты их технических осмотров;
- проводить экспертизу технического состояния эксплуатируемых объектов не реже одного раза в пять лет комиссией, создаваемой собственником объекта строительства, с участием представителя соответствующего органа государственного надзора;
- производить периодически ремонт эксплуатируемых объектов строительства, выполнять требования государственных органов, осуществляющих надзор за эксплуатацией возведенных объектов строительства.
2.9. Все строительные и отделочные материалы, используемые при ремонте, должны быть безвредны для здоровья участников образовательного процесса.
2.10. В учреждении должен соблюдаться пропускной режим, который обеспечивается оперативным дежурным персоналом, сторожем, электронной системой пропуска с использованием электронной карточки, в соответствии
с примерной инструкцией об организации пропускного режима
в учреждения общего среднего образования, утвержденной приказом Министерства образования Республики Беларусь от 11 марта 2019 года
№ 156 «О мерах, направленных на совершенствование деятельности
по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся
в учреждениях общего среднего образования» (в редакции приказа Министерства образования Республики Беларусь от 18.04.2019 № 298).
2.11. Осуществление пропуска посторонних лиц осуществляется только при предъявлении документа, удостоверяющего личность, с записью в журнале и (или) в сопровождении дежурного представителя учреждения образования.
2.12. В целях осуществления пропускного режима в учреждении у центрального входа (въезда) оборудуется рабочее место сотрудника, осуществляющего пропускной режим. Рабочее место обеспечивается необходимой документацией (инструкция по охране труда и рабочая инструкция; журнал учета рабочего времени, журнал учета посетителей) и оснащается средствами связи (телефон).
2.13. Рабочее место оперативного дежурного персонала, сторожа (сторожей) в учреждении образования должно быть оборудовано кнопками тревожной сигнализации с выводом на пульт территориальных отделов Департамента охраны МВД Республики Беларусь, а также устойчивой телефонной связью с администрацией учреждения и правоохранительными органами.
2.14. Лицу учреждения, осуществляющему пропускной режим, запрещается покидать рабочее место без уважительной причины.
2.15. Входные двери запасных выходов должны быть оборудованы запорными устройствами, исключающими проникновение посторонних лиц.
2.16. Пропускной режим вводится в целях обеспечения безопасных условий пребывания обучающихся (воспитанников) и работников учреждения.
2.17. Пропускной режим строится на принципах доброжелательности, приветливого и вежливого отношения к обучающимся (воспитанникам), работникам учреждения, посетителям.
2.18. Дежурному администратору учреждения категорически запрещено проводить учебные занятия в день дежурства.
2.19. Учащиеся (воспитанники), работники и посетители учреждения проходят в здание через центральный вход.
2.20. В ночное время, выходные и праздничные дни центральный вход должен быть закрыт постоянно.
2.21. Во время образовательного процесса, в рабочее время, в ночное время и выходные (праздничные) дни запасные выходы должны быть закрыты изнутри на легко открываемые защелки.
2.22.Категорически запрещено осуществлять пропуск лиц с внешними признаками алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
2.23.В случае выявления лица, представляющего потенциальную угрозу безопасности окружающих (проносящего предметы и вещества, запрещенные к свободному обращению, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, пожароопасные вещества, спиртосодержащие жидкости, вещества и жидкости токсического действия), незамедлительно информировать руководителя учреждения (55108, 80336312582) и территориальный отдел внутренних дел (тел. 102).
2.24.Выполнение требований, утвержденных Положением
о пропускном режиме учреждения образования, обязательно для всех работников, постоянно или временно работающих в учреждении, обучающихся (воспитанников) и их законных представителей, всех юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность или находящихся по другим причинам на территории учреждения.
2.25.Обучающиеся (воспитанники) допускаются в здание учреждения в соответствии с режимом работы учреждения.
2.26. В случае опоздания без уважительной причины обучающиеся (воспитанники) пропускаются в учреждение с разрешения дежурного администратора или классного руководителя.
2.27. Обучающимся (воспитанникам) запрещается уходить с занятий без уважительной причины.
2.28.В случае ухудшения самочувствия учащийся обязан информировать классного руководителя и медицинского работника.
2.29.Во время каникул обучающиеся (воспитанники) допускаются
в учреждение согласно плану мероприятий на каникулах, утвержденному руководителем учреждения.
2.30.В случае нарушения дисциплины или правил поведения обучающиеся обязаны быть доставлены к дежурному учителю, классному руководителю, руководству учреждения.
2.31.Работники проходят в учреждение образования в соответствии
с графиком работы, утвержденным руководителем.
2.32.Родители (законные представители) могут быть допущены
в учреждение образования при предъявлении документа, удостоверяющего личность,
после регистрации в журнале регистрации посетителей и в сопровождении дежурного администратора.
2.33.Родители (законные представители), пришедшие встречать своих детей по окончании учебных занятий, ожидают их на улице или в фойе на первом этаже (в зоне турникета).
2.34. Данные о посетителях фиксируются в журнале регистрации посетителей. Журнал регистрации посетителей заводится в начале учебного года (1 сентября) и ведется до начала нового учебного года
(31 августа следующего года).
Журнал должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью.
На первой странице журнала делается запись о дате его заведения.
Замена, изъятие страниц из журнала регистрации посетителей запрещены.
2.35. Лицо, осуществляющее пропускной режим, обязано информировать дежурного администратора о посетителе. Дежурный администратор обеспечивает сопровождение посетителя по учреждению.
2.36. Все записи в журнале учета посетителей делает лицо, обеспечивающее пропускной режим, на основании документа, удостоверяющего личность.
2.37. При проведении родительских собраний и праздничных мероприятий родители (законные представители) проходят в учреждение в сопровождении классного руководителя, без регистрации в журнале регистрации посетителей согласно списку, предоставленному классным руководителем.
2.38. При проведении лекций, семинаров допуск посетителей (слушателей) осуществляется по списку, составленному и подписанному ответственным лицом учреждения по данному мероприятию
и согласованному с руководителем учреждения. Каждый посетитель (слушатель) ставит свою подпись в списке. Ответственное лицо учреждения делает запись в журнале регистрации посетителей
с указанием количества посетителей (слушателей).
2.39. Рабочие и специалисты ремонтно-строительных организаций, лица, пропускаются в помещения учреждения для производства ремонтно-строительных работ по списку, составленному ответственным лицом учреждения по проведению ремонтно-строительных работ
и согласованному с руководителем учреждения, с записью в журнале регистрации посетителей.
2.40. Лица, не связанные с образовательным процессом, посещающие школу по служебной необходимости, пропускаются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, по согласованию с руководителем учреждения или лицом его заменяющим, с записью в журнале учета посетителей.
2.41. Должностные лица, прибывшие в учреждение с проверкой, пропускаются при предъявлении документа, удостоверяющего личность,
с уведомлением руководства учреждения, о чем делается запись
в журнале учета посетителей.
2.42. В случае посещения учреждения группой лиц, запись в журнале учета посетителей делается в отношении руководителя группы с указанием количества посетителей.
3. Основные требования по обеспечению безопасности обучающихся при организации питания во время обучения
3.1. Питание обучающихся организуется в соответствии
с законодательством учреждением образования.
Объект общественного питания учреждения образования (столовая) осуществляют свою деятельность в соответствии с актами законодательства, регламентирующими порядок осуществления общественного питания.
3.2. Питание обучающихся организуется в соответствии
с санитарно-эпидемиологическими требованиями, предъявляемыми
к содержанию и эксплуатации учреждений.
3.3. Питание обучающимся предоставляется в соответствии
с примерными двухнедельными рационами питания, разрабатываемыми
с учетом физиологических потребностей в основных пищевых веществах
и энергии, дифференцированными по возрасту, с учетом сезонности (летне-осеннее, зимне-весеннее), длительности пребывания в учреждении, разнообразия и сочетания пищевых продуктов, трудоемкости приготовления блюд, установленных норм питания и денежных норм расходов на питание.
3.4. При организации питания в учреждениях должен осуществляться производственный, в том числе лабораторный, контроль качества и безопасности питания с учетом санитарных норм и правил, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования
к осуществлению производственного контроля при производстве, реализации, хранении, транспортировке продовольственного сырья
и (или) пищевых продуктов.
3.5. Кратность лабораторного контроля, перечень исследуемых показателей качества и безопасности приготавливаемой пищи устанавливаются в программе производственного контроля, разрабатываемой руководителем учреждения в порядке, установленном техническими нормативными правовыми актами на основе анализа рисков и определения критических контрольных точек.
3.6. Каждая партия приготовленной пищи должна подвергаться бракеражу (комиссионной оценке качества) с отметкой результатов
в журнале по контролю за качеством готовой пищи (бракеражном).
4. Основные требования по обеспечению безопасности обучающихся и воспитанников во время их транспортировки к месту обучения и обратно.
4.1. Для ежедневного подвоза обучающихся к учреждению должен использоваться транспорт, соответствующий СТБ 2025-2009 «Автобусы для перевозки детей» с учетом изменений, утвержденных постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 31.10.2013г. №56.
4.2. При автомобильных перевозках пассажиров транспортное средство должно быть в технически исправном состоянии,
что подтверждается сертификатом о прохождении государственного технического осмотра, отметкой в путевом листе о проведении предрейсового технического освидетельствования транспортного средства.
4.3. К перевозке детей школьными автобусами допускаются водители, имеющие водительское удостоверение на право управления механическими транспортными средствами категории «D», водительский стаж управления механическим транспортным средством категорий «B», «С» или «D» не менее трех лет, не привлекавшиеся на протяжении последнего года к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных в частях 1, 3, 4 и 9 статьи
18.12, статьях 18.13-18.19, 18.21, 18.22, 18.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, и прошедшие стажировки, определенные законодательством.
4.4. Водитель допускается к выполнению перевозок после прохождения в установленном порядке обязательного медицинского переосвидетельствования водителей механических транспортных средств, а также предрейсового медицинского обследования перед началом работы, о чем должна быть произведена отметка в путевом листе. Медицинское обследование водителя может проводиться дополнительно во время работы и (или) после ее окончания.
4.5. Общее количество перевозимых в автобусах детей и взрослых
не должно превышать числа мест для сидения в соответствии с технической характеристикой данного автобуса.
4.6. Водители автобусов обязаны соблюдать Правила дорожного движения.
4.7. Не допускается хранение школьных автобусов по месту жительства водителей.
4.8. Учреждения образования либо автомобильные перевозчики, выполняющие перевозки детей школьными автобусами, обязаны заблаговременно, но не позднее десяти дней до начала осуществления перевозок в учебном году, представить в подразделение Государственной автомобильной инспекции по месту нахождения учреждения образования или автомобильного перевозчика официальное уведомление
о планируемых перевозках детей школьными автобусами. В уведомлении должны быть указаны период времени выполнения перевозок и маршрут, марка и регистрационный знак школьного автобуса, фамилии и инициалы водителей, которые будут выполнять перевозки, с приложением копий списков детей и лиц, их сопровождающих.
4.9. Маршрут перевозки должен быть утвержден решением районного исполнительного комитета, комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения, районным отделом внутренних дел.
4.10. Учреждение образования, к которому осуществляется перевозка детей школьными автобусами, на каждый школьный автобус назначает совершеннолетнего сопровождающего, а если число перевозимых детей более 20 - двух совершеннолетних сопровождающих.
4.11. При возникновении в пути следования технических неисправностей школьного автобуса, угрожающих безопасности движения, а также при ухудшении состояния здоровья водителя запрещается дальнейшее движение школьного автобуса до устранения обстоятельств, препятствующих безопасному движению.
4.12. Перевозка детей школьными автобусами допускается
с 06.00 до 21.00 часа.
4.13. В условиях недостаточной видимости и при неудовлетворительных дорожных условиях (туман, снегопад, гололедица) перевозка должна осуществляться со скоростью, обеспечивающей безопасные условия дорожного движения.
4.14. В случаях выявления нарушений требований Правил дорожного движения дальнейшая перевозка детей школьными автобусами до устранения нарушений и обстоятельств, препятствующих дальнейшему безопасному движению, запрещается.
5. Обеспечение имущественной безопасности учащихся
и работников учреждений образования
5.1. Организация хранения верхней одежды учащихся посредством сдачи ее в гардероб с получением номерков. Осуществление приема
и выдачи одежды гардеробщиком (либо лицом, на которого возложены
его обязанности) под контролем дежурных (сопровождающих детей) педагогов.
5.2. Наличие в дверях всех раздевалок спортивных залов замков. Обеспечение закрытия раздевалок в период проведения урока, отсутствие возможности самостоятельного доступа учащихся в раздевалки
без присутствия работника школы.
5.3. Оборудование (при необходимости) кабинетов учителей физкультуры, трудового обучения, младших классов, групп продленного дня, иных кабинетов, гардеробов специальными контейнерами для хранения ценных вещей (денег, документов, дорогостоящего личного имущества учащихся, электронных устройств, ювелирных изделий и т.п.).
6. Обеспечение безопасности дорожного движения
и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
6.1. В учреждении должна быть разработана схема движения транспорта по территории, которая размещается на въезде на территорию учреждения.
6.2. Наличие калиток, турникетов, исключающих возможность непосредственного выхода детей на улицы и дороги с интенсивным движением.
6.3. Наличие плана проведения обучающе-воспитательных
и воспитательно-профилактических занятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма с обучающимися учреждений образования.
6.4. Наличие стенда по ПДД.
6.5. Наличие площадки для практического изучения ПДД.
6.6. Наличие компьютерной программы по изучению ПДД.
6.7. Наличие уголков по ПДД в начальных классах.
6.8. Наличие схемы школьного маршрута безопасного движения школьников «Дом-школа-дом» в фойе первого этажа школы,
её доступность и понятность учащимся.
Для учреждений образования с количеством учащихся более
100 человек схемы движения детей размещать в классных помещениях.
7. Основные требования по обеспечению пожарной безопасности в учреждениях образования
7.1. Руководитель учреждения обязан:
- организовать мероприятия по недопущению образования, раннему обнаружению очагов загораний и принимать незамедлительные меры
по ограничению их распространения и ликвидации в застигнутых размерах;
- обеспечить наличие стендов с информацией по пожарной безопасности и безопасности жизнедеятельности, а также своевременное их обновление;
- знать класс пожарной опасности объекта (структурного подразделения) и меры по обеспечению его пожарной безопасности;
- обеспечить содержание в технически исправном состоянии зданий, сооружений, наружных установок, оборудования, инженерных систем, техническими средствами противопожарной защиты (далее – ТСППЗ), первичных средств пожаротушения, средств связи, транспортных средств эксплуатируемых и применяемых на объекте, осуществлять контроль
за их технически исправным состоянием, принимать меры
для немедленного устранения выявленных нарушений противопожарных требований, способных привести к пожару.
7.2. Каждый работник учреждения обязан уметь применять имеющиеся на объекте первичные средства пожаротушения.
7.3. Объект должен быть обеспечен исправными ТСППЗ, первичными средствами пожаротушения и другой пожарной техникой и требованиям иных технических нормативных правовых актов (далее - ТНПА), а также средствами связи (телефонной, мобильной в зависимости от области применения).
7.4. Перед началом массовых мероприятий руководитель объекта должен назначить лиц, ответственных за пожарную безопасность
на мероприятии и обеспечить:
- осмотр помещений перед началом мероприятий в целях определения их готовности в части соблюдения мер пожарной безопасности (достаточности эвакуационных выходов и первичных средств пожаротушения, исправность средств связи, пожарной автоматики;
- дежурство ответственных лиц на сцене и в зальных помещениях.
7.5. Не допускается перекрывать и загромождать проезды и подъезды для пожарной аварийно-спасательной техники к зданиям, водоисточникам и т.д. О закрытии (ремонте) отдельных участков дорог или проездов, препятствующих проезду пожарной аварийно-спасательной техники, необходимо не менее чем за сутки уведомить пожарные аварийно-спасательные подразделения МЧС, при аварийных ситуациях сообщать немедленно. В зимнее время проезды должны регулярно очищаться от снега.
7.6. На чердаках, в подвальных, цокольных этажах и технических подпольях зданий, коридорах, лестничных клетках, балконах и лоджиях
не допускается применять и хранить взрывчатые вещества, легко воспламеняющиеся жидкости и горючие жидкости, баллоны с горючими газами и другие взрывопожароопасные вещества и материалы.
7.7. В зданиях (сооружениях) и помещениях запрещается применение пиротехнических изделий, открытого огня в сценических постановках (свечи, факелы и другие эффекты с применением огня).
7.8. Противопожарные и дымонепроницаемые двери, двери лестничных клеток должны быть исправны, отрегулированы, обеспечивать плотное самозакрывание и иметь уплотнение в притворах.
7.9. Приямки окон, устраиваемые в подвальных и цокольных этажах, а также чердачные помещения должны содержаться в чистоте. Отходы и мусор должны ежедневно удаляться на специально отведенные
и оборудованные для этих целей площадки.
7.10. Лестницы и площадки, используемые для подъема пожарными подразделениями на крышу и чердаки, а также ограждения крыш должны подвергаться периодическим испытаниям на прочность.
7.11. Двери и люки выходов на кровлю, двери в технические помещения должны быть обеспечены комплектом ключей с номерными бирками. Ключи должны находиться в установленных администрацией местах, доступных для получения в любое время суток. На наружной стороне дверей (люков) выходов на кровлю, технических помещений должны быть вывешены таблички с указанием назначения помещения
и места хранения ключей;
7.12. На объектах должны быть разработаны планы эвакуации людей при пожаре для всех этажей зданий (сооружений) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек в предусмотренном порядке.
7.13. Руководитель объекта обязан не реже одного раза в год организовать проведение тренировочных занятий для персонала
по эвакуации людей из зданий в соответствии с планами эвакуации
и инструкцией, определяющей действия персонала по обеспечению безопасной эвакуации людей.
7.14. Двери эвакуационных выходов закрываются на внутренние легкооткрывающиеся (без ключа) замки и запоры.
7.16. В помещениях с массовым пребыванием людей на окнах
не допускается устанавливать глухие решетки, а также заделывать оконные проемы и загромождать подступы к ним.
7.17. Для обеспечения безопасной эвакуации не допускается:
-уменьшать минимальную эвакуационную ширину и высоту, а также загромождать проходы, выходы, двери на путях эвакуации, эвакуационные выходы на кровлю;
-изменять направление открывания дверей на препятствующее выходу из зданий и помещений;
-устраивать на путях эвакуации имитацию дверей, устанавливать витражи, зеркала, турникеты, выставочные стенды, торговые лотки, мебель, цветы, растения и другое имущество, препятствующие безопасной эвакуации;
7.18. Молниезащита зданий (сооружений), устройства защиты
от статического электричества должны содержаться в исправном состоянии.
7.19. Во время грозы не допускается производить ремонт молниезащитных устройств.
7.20. При эксплуатации электроустановок не допускается:
-применять электронагревательные приборы, не имеющие устройств тепловой защиты (автоматического отключения), без подставок
из негорючих теплоизоляционных материалов, а также при отсутствии
в них или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией, исключающих возможность возникновения пожара;
-эксплуатировать электрооборудование в условиях,
не соответствующих требованиям эксплуатационной документации изготовителей, или использовать электрооборудование, имеющее неисправности;
-превышать допустимую токовую нагрузку электросети;
-использовать провода и кабели с поврежденной или утратившей свои защитные свойства изоляцией;
-пользоваться поврежденными (неисправными) коммутационными аппаратами, аппаратами защиты, разъемными контактными соединениями, ответвительными коробками и другими электроустановочными изделиями;
- оставлять без присмотра включенные в электросеть электрические приборы и оборудование, за исключением приборов, эксплуатационными документами на которые допускается их работа без надзора.
7.21. После окончания работы все электроустановки в здании (сооружении) необходимо отключать, за исключением дежурного освещения, источников электропитания установки пожарной автоматики (далее – УПА), систем оповещения и управления эвакуацией, систем противодымной защиты, а также электроустановок, которые по условиям технологического процесса должны работать круглосуточно.
7.22. Перед началом отопительного сезона котельные установки, теплогенерирующие аппараты и отопительные приборы должны быть проверены и отремонтированы.
7.23. В учреждении приказом должны быть назначены лица, ответственные за эксплуатацию УПА, оперативный (дежурный) и обслуживающий персонал (при наличии специального разрешения (лицензии) МЧС установленного образца на осуществление данного вида деятельности).
7.24. Не допускается:
- производить отключения участков водопроводной сети
с установленными на них пожарными гидрантами и кранами, а также снижать напор в сети ниже требуемого для пожаротушения. При выходе
из строя насосных станций, проведении ремонтных работ или аварии об этом должны немедленно уведомляться соответствующие районные (городские) отделы по чрезвычайным ситуациям;
- проводить дополнительные подключения к сети противопожарного водоснабжения, связанные с увеличением расхода воды и понижением давления в сети, без разработки проектной документации и последующим проведением наружных испытаний на обеспечение требуемого расхода;
- демонтировать пожарные гидранты и краны;
- засыпать песком, грунтом и т.п., покрывать асфальтом или бетоном крышки люков пожарных гидрантов.
7.25. На объекте должна проводиться проверка состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения не реже одного раза
в 6 месяцев, а также после каждого капитального ремонта, реконструкции или подключения новых потребителей к водопроводной сети комиссионно с составлением акта.
7.26. Пожарные краны должны быть постоянно доступны
для использования.
7.27. Руководителем объекта должно быть определено лицо (лица), ответственное за наличие необходимого количества первичных средств пожаротушения и их исправность. Проверки огнетушителей должны осуществляться с периодичностью, установленной ТНПА.
7.28. Размещать первичные средства пожаротушения на территории объекта, в зданиях (сооружениях) следует на видных местах, с учетом обеспечения свободного доступа к ним. Первичные средства
на территории объектов (вне помещений) следует группировать
в специально приспособленных местах на пожарных щитах, защищая
их от воздействия атмосферных осадков.
7.29. При проведении массовых мероприятий количество присутствующих в помещениях для проведения новогодних елок устанавливается из расчета 0,75 м<sup>2</sup> на человека, а при проведении дискотек, вечеров отдыха и других подобных мероприятий – 1,5 м<sup>2 </sup>
на человека (без учета площади сцены). Заполнение помещений людьми должно ограничиваться с учетом имеющегося количества, рассредоточенности и ширины эвакуационных выходов.
7.30. Во время проведения массовых мероприятий с детьми должны неотлучно находиться дежурные учителя или воспитатели. Указанные лица должны знать меры пожарной безопасности и действия
в случае возникновения пожара.
7.31. Помещение, в котором планируется проведение массовых мероприятий должно иметь не менее двух эвакуационных выходов.
7.32. В случае возникновения нестандартных (чрезвычайных) ситуаций, опасных моментов необходимо незамедлительно информировать главное управление по образованию Минского областного исполнительного комитета.