Допрофильная подготовка и профориентационная работа являются обязательным подготовительным этапом профилизации, который ориентирован на:
– выявление интересов и склонностей, способностей учащихся;
– оказание психолого-педагогической помощи учащимся в выборе профиля образования;
– развитие широкого спектра познавательных интересов и познавательной активности;
– формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования.
Основными структурными компонентами допрофильной подготовки являются:
– информирование;
– психолого-педагогическое сопровождение;
– пропедевтическое изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне через факультативные занятия.
Профильное обучение предусматривает не только изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, но и проведение факультативных занятий профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических, инженерных, медицинских специальностей.
Учебная программа факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» для X–XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
Психолого–педагогическое сопровождение допрофильного и профильного обучения в 2024/2025 учебном году
Цель допрофильного психолого-педагогического сопровождения в рамках средней школы (VIII-IXклассы) – выявление познавательных интересов и профессиональных склонностей, формированиепредставлений о мире профессий и характере труда.
В VIII-IXклассах психодиагностика направлена для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию.
Цель психологического сопровождении профильного обучения: формирование психологической готовности к выбору профессии, содействие в профессиональном и личностном самоопределении школьников.
Задачи психологического сопровождения:
- мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учащихся на протяжении всего периода обучения;
- выявление интересов, склонностей и способностей учащихся, содействие в формировании представлений о мире профессий и характере труда;
- психологическая диагностика при отборе учащихся в допрофильные классы;
- психологическая поддержка углубленной профориентации учащихся на этапе перехода в профильные классы;
- содействие в профессиональном и личностном самоопределении старшеклассников.
В IX-X классах углубленная профориентационная работа, направленная на формирование у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.
Психологическое сопровождение учащихся профильных классов заключается и в исследовании эмоционального состояния в начале обучения, диагностике социально-психологического климата в классах, диагностике уровня удовлетворенности организацией учебного процесса.